Меню сайта

Форма входа

Поиск

Праздник дня

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ Сосновский детский сад


Четверг, 16.05.2024, 22:53
Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование интереса и потребности в чтении
26.06.2013, 11:32
Когда нужно начинать читать ребенку книги?

         Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. 
            В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных?  К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. 
             Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам.

Как подобрать книгу по возрасту?

               Прежде всего нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы.
               Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта.  Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карлсон – герой без возраста. 
             А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. 
               Поэтому, выбирая ребенку книгу, советую читателям, пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга.
               Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. 
                Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна.
                 Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
                 С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании».
              После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев» Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милна, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.
              В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое.
            Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.

Как правильно читать книги ребенку?

              Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Это особенно важно, когда речь идет об объемных произведениях, которые за один вечер прочитать невозможно.
             В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Иногда сложной бывает сама сюжетная линия, которую тоже необходимо раскрыть. То, насколько ребенок понял прочитанное, легко определяется при попытке пересказать текст или ответить на вопросы. Особенно на следующий день. Он должен вспомнить, о чем читали вчера и ждать не просто вечернего ритуала чтения, а продолжения конкретной книги.
            Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после чего они начинают отвлекаться и перестают внимательно слушать.
            Читателям не рекомендую внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. 
              Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но в общем цель не будет достигнута, а время потрачено впустую.

Если ребенок не хочет слушать

                 Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. 
Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать. 
               Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Книги, о которых говорилось в статье – классика детской литературы. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут не менее замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств и интернет-магазинов, читайте отзывы, и, возможно, так у вашего ребенка появятся новые любимые книжки.
               Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты. А уже месяцев в 8-10 малыш слушает и понимает несложные стихи и сказки, быстрее и охотно рассматривает картинки, находят правильные решения. Что читать от 0 до 2 лет? 

Какие книги надо читать детям?

              Первые книги должны быть литературой самой высокой пробы. Найдите собрание «Библиотеки мировой литературы для детей», посоветуйтесь с библиотекарями или просто ориентируйтесь на свой вкус: со времен вашего детства мало что изменилось, читайте ребенку книги, которые вам самому нравились в детстве. 
               Что читать от 3 до 6 лет. Всевозможные сказки и сказочные истории, лучше народные – авторские сказки не всегда однозначно воспринимаются ребенком. Но проверенные временем произведения, конечно же, будут только на пользу. Это русские (и прочие) народные сказки, сказки Пушкина, «Конек-Горбунок» П. Ершова, сказки Шарля Перро «Золушка» и «Красная Шапочка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Винни-Пух», «Сказки дядюшки Римуса», «Маугли» (и сказки Киплинга для маленьких), «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинный чулок». Книги про Чиполлино и про Буратино, Незнайку и его друзей, Муми-тролля. Это «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева и т. д. Это русские былины и античные мифы в переложении для детей. Библейские сказания, также адаптированные для ребят.
В более взрослом возрасте, когда ребенок идет в школу, происходит знакомство с классикой – русской и зарубежной. Замечательно, если он читает эти книги не только в соответствии со школьной программой или внеклассным чтением, но и ради удовольствия. Ведь запоминается именно то, что мы читали по доброй воле, а не принудительно. А без этих книг в развитии ребенка будет что-то безвозвратно упущено. Сказочные истории в этом возрасте тоже никуда не деваются: ребенок еще находится в том счастливом состоянии, когда продолжает верить в чудеса.

Книги для девочек, книги для мальчиков

               Если возрастные рекомендации, как правило, указаны на самой книге, то разделение на произведения для девочек и мальчиков довольно условно. В чем же разница между книгами для тех и для других? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, а чем же вообще отличаются психология и восприятие девочек и мальчиков? Мужчина уже в детстве – человек действия. Пришел, увидел, победил. Не правда ли, несколько комично выглядит эта древняя формула, если поставить ее в женский род? Так что не случайно не только в жизни, но и в кино, и в литературе мальчиков волнует то, что называют о модным словом «экшн» -действие. 
               Девочки по своей природе совсем другие. Для них главное не действие, а чувство. Если любимыми персонажами мальчиков становятся, как правило, всевозможные героические личности, то девочкам важна эстетическая привлекательность. Принц, заметьте, в сказках всегда прекрасный, а уж потом только сильный, благородный и умный. «Красивый» в «девочкиных» сказках всегда синоним «хорошего». Поэтому, скажем, Человек-паук, покоривший своим бесстрашием множество мальчишек, вряд ли восхитит среднестатистическую девочку. Что хорошего для нее в пауке? Есть известная фраза: «В «Войне и мире» Толстого мальчики читают о войне, девочки - о мире». Отчасти это так и есть, поэтому в последние годы стали активно выходить специальные серии книг, обращенных непосредственно к детям того или иного пола. 
                 Существуют и специальные энциклопедии, настольные книги, следуя советам которых девочки могут овладеть изысканными манерами, стать хорошими хозяйками, а мальчики, соответственно, - приобрести те черты характера, которые в обществе принято считать традиционно «мужскими». Все это замечательно, но вряд ли стоит ограничивать круг чтения детей исключительно «по половому признаку». Ведь настоящая литература, в том числе и детская, адресована всем сразу. Просто каждый вычитает там что-то свое.

Категория: Мои файлы | Добавил: svetlyachok
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
www.pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации


Block title
Block content


Block title
Block content


Block title
Block content


Block title
Block content


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Полезные ссылки









Телефоны


Министерство образования Нижегородской области
233-24-54

Начальник управления по контролю и надзору в сфере образования
421-53-27

Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгиненском, Спасском районах
492 - 01 - 94

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz