Уже прошла зима... Ура! Весной очень полезно гулять на свежем воздухе. В это время солнце даёт так необходимый для нашего организма ультрафиолет. Также, гулять на свежем воздухе полезно, к прогулкам с ребенком нужно относиться с вниманием, ответственностью и энтузиазмом. Какие занятия можно придумать для ребенка во время весенней прогулки? На что обращать внимание малыша? Какими играми можно занять ребенка во время весенней прогулки?
Если ребенок спит в коляске, вы можете делать всё, что захотите - посидеть на лавочке в сквере, читая книгу, послушать музыку, погулять либо поговорить по телефону с подругой. Но, если малыш уже научился ходить, познает мир, то прогулка с ним уже не ваше личное время. Вы уже должны начать воспитательный процесс, помочь ребенку открыть для себя окружающий мир. Поэтому, прежде чем пойти гулять, нужно составить план, определить маршрут прогулки и познакомить с ним малыша. Лучше всего, выходя на улицу, иметь определенную цель: кормление птиц, запуск воздушного змея, сбор листьев для букета, гербария, игра в мяч, катание на велосипеде в парке, поход в лес и др.
Старайтесь не водить малыша по магазинам, рынку, аптекам, сделайте это без него. Если вы не имеете такой возможности, то сначала сходите в магазин, чтобы вести потом туда не нагулявшегося ребенка. Сумки погрузите в коляску либо поставьте на лавку, или занесите домой, а затем насладитесь прогулкой. Все дети любят шлепать по лужам. Это доставляет им массу удовольствия, прыгнул в лужу, обрызгав при этом всех окружающих. Для родителей конечно это просто кошмар, но для малышей очень большая радость. Поэтому чтобы не лишать ребёнка удовольствия, наденьте ему резиновые сапожки и непромокаемую одежду, это защит его от возможных проблем. Только представьте, сколько радости испытывает Ваш ребёнок когда шлёпает по большим лужам. В мае, когда на улице совсем тепло, можно поиграть с ребёнком в мяч, бадминтон, покатать на аттракционах в детском парке или запустить воздушного змея.
Чем развлечь малыша на весенней прогулке? В начале марта, обычно, ещё лежит снег, поэтому можно покататься на санках, коньках, слепить снеговика. А чем развлечь ребенка, если на улице одни лужи либо подтаявший снег?
1. Поиграйте в кораблики, запуская их в весенние ручьи? Соорудить их можно из чего угодно, всего, что находится под рукой.
2. Разрешите малышу пошлепать по лужам. Конечно, если он полностью здоров и одет в резиновые сапожки с утеплителем и непромокаемый костюм (штаны).
3. Поздней весной поиграйте с ребенком мяч, бадминтон, выполните запуск воздушного змея.
Понаблюдаем за природой
Малыш, наблюдая за природой, получает знания о ней, учится наблюдению и созерцанию, развивает эстетическое начало и некоторую ответственность.
Наблюдая за природой ребенок учится различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности (тактильные ощущения). Знакомясь с живыми существами (птицами, зверями, насекомыми), ребенок познает характер движения, звуки, которые издают различные существа, их поведенческие характеристики.
Для того, чтобы накопить знания о росте и развитии растений, животных, сезонных изменениях, происходящих в природе, нужно использовать такой вид наблюдения как долговременное наблюдение. Но, этот вид наблюдения могут осуществлять только малыши в возрасте 4-5 лет. Ведь, при длительном наблюдении малыши должны сравнить нынешнее состояние объекта с предыдущим его состоянием. К примеру, белый зимний снег весной меняется на талые воды, снежинки - на дождь, серое небо - на ярко-голубое, холодное зимнее солнце - на теплое весеннее солнце, бутоны - на цветочки и т.д.
При длительном наблюдении у малышей развиваются: сообразительность, наблюдательность, появляются способности к анализу, сравнению, малыши учатся делать выводы.
Наблюдение должно происходить с использованием высокой умственной активности малыша, с его помощью ребенок учится думать, ищет ответы на заданные вопросы, развивает любознательность, в нем воспитывается интерес и бережливое отношение к природе и живым существам.
Весной наблюдение за природой особенно интересно. Отправляясь с ребенком на прогулку, можно рассказать ему о весне: о причине таянья снега, о причине появления ручьев, о том, почему солнышко стало ярче, а небо приобрело голубой цвет.
Можно вместе с малышом послушать «весенние» звуки: как звенит капель, как журчат ручьи, как поют птицы.
Можно рассказать малышу, какие запахи мы можем учуять весной: запах талого снега, запах березовых почек, запах первых подснежников и др. Можно рассказать ребенку, что происходит весной после таянья снега: о возвращении из теплых стран перелетных птиц, о набухании почек на деревьях, о времени появления первой травки, о том, когда распускаются подснежники, верба.
Сорвите ветку вербы, дайте малышу разглядеть ее, потрогать, расскажите, что это первое дерево, распускающееся весной. Можете взять пару веточек домой, предложив ребенку дома поставить ветви в вазу с водой и начать наблюдать - как будут изменяться ветки, как на них будут появляться первые листочки.
Когда прилетят первые перелетные птицы, расскажите ребенку о них: где они провели зиму, когда вернулись, почему. Попробуйте вместе с ребенком сделать скворечник, а потом повесьте его около дома либо на балконе, или сделайте кормушку для птиц за окном. Тогда ребенок будет сам кормить птиц, и сможет понаблюдать за ними.
Как можно связать домашние игры и наблюдение за природой? 1. Игра «найдите отличия». Для этой игры вам понадобятся картинки либо фотографии о зиме и весне. Расскажите ребенку, что изображено на «зимней» карточке, а малыш пусть сам закончит фразу, к примеру: «на зимней картинке изображен снег, небо серого цвета, хмурое, а на весенней картинке – изображено яркое солнце, подснежники, потекли ручейки».
Можно предложить малышу, посмотрев на картинки, самому закончить фразу: чего нет весной? ...нет снега, сугробов, снеговика и т.д., зимой нет ... яркого солнца, цветочков, почек, ручейков.
Можно обсудить с малышом весеннюю одежду, а потом сравнить ее с зимней одеждой (шапкой, варежками, теплыми сапогами и др.). Расскажите ребенку про солнце, о том, зачем оно нагревает землю, почему тает снег, почему ожили растения, вернулись из теплых стран птицы.
Не забудьте рассказать о том, что после весны будет лето - вырастут цветы, созреют ягоды, появятся грибы и др., а потом снова будет осень и придёт зима…
Наблюдая за весенними изменениями в природе, дети начинают активно мыслить, учатся сравнивать новый чувственный опыт с предыдущим, делают первые обобщения, пополняют словарный запас. Если вы будете повторять ребенку его новые знания, они закрепятся и отразятся на повседневной речи ребенка. |