Меню сайта

Форма входа

Поиск

Праздник дня

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ Сосновский детский сад


Четверг, 16.05.2024, 08:52
Главная » Файлы » Мои файлы

Зачем два пола?
01.07.2013, 11:10

      Сто лет назад В.И. Даль обозначил пол, как одну из родовых половин. Жизнь любого человека от рождения до ухода пронизана ощущением своей принадлежности тому или иному полу. Мы с самого раннего возраста воспринимаем и ощущаем себя как мальчиков или девочек, как мужчин или женщин. Где и когда рождается и затем развивается это ощущение? Что является определяющим?

Сегодня существуют два подхода к исследованию проблемы пола, которые порой противопоставляются друг другу: "социокультурный" и "биологизаторский". Согласно первому, основная роль в формировании личности мужчины или личности женщины принадлежит социокультурным факторам. Второй заключается в том, что в качестве определяющих рассматривает природные, генетически заданные предпосылки.

Между тем, в современной педагогической науке и практике, и психологической также, проблема пола изучена и представлена далеко недостаточно. Ежегодно в детский сад приходят не просто "дети", а мальчики или девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения, разные по своему биологическому возрасту. Детский сад готовится к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками. В педагогической и психологической литературе все усреднено. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен уметь: и дается перечисление набора умений и знаний по предметам.

А кто: мальчик или девочка? Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик именно для тех или других. Программы воспитания и обучения нивелируют различия, предлагая одинаковые требования к обучению всех. (Исключение составляет нормативные требования по физкультуре). Но воспитатели интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам.

Несмотря на неразработанность темы, в разных областях науки, накоплено немало информации о значительных психо-физиологических различиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. В нашем детском саду вопросам поло ролевого воспитания уделяется особое внимание. Работа эта ведется по трем направления: с воспитателями, родителями и детьми.

Ежегодно в детском саду проходят семинары для воспитателей, на которых рассматриваются вопросы психофизиологических особенностей детей разного возраста и разного пола. Воспитатели знакомятся с последними достижениями в вопросах гендерного (от англ. gеndег - пол, род) подхода в учебно-воспитательной работе.

Под гендерной культурой педагога понимается совокупность социально значимых знаний, навыков и умений поло-ролевого взаимодействия в образовательной и неформальной детско-родительской среде, отражающих степень сформированности необходимых нравственно-этических качеств, а также выработанных педагогической практикой способов, моделей, правил и норм действий, направленных на совместное решение мужчинами и женщинами учебно-воспитательных задач.

Изучение психофизиологических особенностей детей разного пола дает возможность воспитателям и родителям находить индивидуальный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Гендерный подход в воспитании дошкольников ориентирован на формирование и утверждение практики равных, не зависящих от половой принадлежности, возможностей самореализации ребенка во всех сферах его жизнедеятельности и учете половых особенностей мышления при организации занятий.

Учет половых особенностей детей в образовательном процессе является базовым для гендерного подхода. Так, функциональная ассиметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. По теории асинхронной эволюции полов, функциональная ассиметрия мозга изначально дифференцируется по половому признаку: у лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6 - 7 годам; девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин, и только к 13 годам начинает проявляться в основном левополушарная направленность.

Родителям надо помнить, что когда ребенок придет в школу одной из главных своих задач является как раз развитие и тренировка логического мышления, поэтому все усилия педагогов направлены на стимуляцию левополушарных возможностей. Таким образом, с одной стороны мы имеем благоприятные условия для развития девочек внутри школы и негативное влияние на мальчиков, отчуждающее их от школьного учебного процесса в целом, с другой стороны, обостряются проблемы при обучении правополушарных мальчиков и левополушарных девочек. И отсюда возникают большие проблемы у мальчиков при обучении в школе, особенно в подростковом возрасте. Помня об этом родители могут найдти пути помощи своим детям при обучении в школе.

Левое полушарие (у нормальных праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического и абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций. Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимает глаголов, абстрактных терминов (таких, как здоровье, злоба, радость, религия), не способно на ложные высказывания, различает юмор.

Грамотный педагог,  создает условия для выполнения заданий разными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми - мальчиками и девочками, левополушарными и правополушарными. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации (процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе) полушарий. А это возможно только в том случае, если педагог знает о психофизических особенностях развития детей разных полов.

Период обучения в детском саду, кроме приобретения знаний, связан, еще и с процессом социализации - усвоением норм, правил и традиций общения в обществе. Одной из важнейших составляющих этого процесса являются навыки гендерного  взаимодействия - гармоничного межполового общения мальчиков и девочек. Это общение позволяет в период половой идентификации приобретать личностные качества гендерно-ролевой направленности: у мальчиков - ответственность за свое половое поведение, благородство по отношению к женщине как равноправному с ним человеку, у девочек - скромность и целомудрие, которые особенно ценятся в женщине у взрослых мужчин в период выбора брачного партнера.

Работа в этом направлении идет с ребятами в свободном общении, в игре, где ребята обсуждают вопросы взаимоотношений между полами, самопознания, проводятся беседы отдельно для мальчиков и для девочек. В школе работает дамский клуб «Между нами девочками…».  Навыки, которые дети приобретают в процессе игры, нужны ребятам в их повседневной жизни. Они помогают в общении друг с другом, со старшими, помогают идентифицировать себя как представителя своего пола.

Но основную роль в вопросах полоролевого воспитания, конечно, играют родители. Мальчики и девочки практически с самого рождения воспитываются в соответствии с принятыми в нашем обществе представлениями о половой роли мужчины и женщины. С половой ролью связаны те ожидания, которые, в известной степени, автоматически передаются им окружением в процессе воспитания.

Совершенно естественным является воспитание девочки как будущей женщины, матери, а воспитание мальчика как будущего мужчины, отца. Для этого в обществе существуют образцы материнства и отцовства. Мать должна нянчить ребенка, заботиться о нем, стирать пеленки, любить малыша, играть с ним. Природой предусмотрено: мать должна заботиться о малыше. Отсутствие заботы о ребенке очень опасно для здоровья малыша и даже для его жизни. Отца в семье тоже никто не может заменить. Мужественность отца - образец для сына, он необходим и дочери. Никакие лекции не помогут воспитать мужественность. Она может восприниматься только в процессе повседневной жизни.

Но не всегда родители понимают свою роль в полоролевом воспитании детей. Или рассматривают ее однобоко: кто-то, сводя к половому воспитанию, кто только к заботе об обеспечении физического комфорта детей. 

Таким образом, в рамках детского сада и семьи возможна и необходима реализация учебно-воспитательного процесса на основе дифференциации по половому признаку. На наш взгляд, реализация такого процесса должна начинаться с грамотного построения половых взаимоотношений между педагогом и воспитанниками, родителями и детьми, потому что в основе взаимоотношений лежит внутреннее состояние ребенка, будь то мальчик или девочка, и именно взаимоотношения связаны с действенными проявлениями чувств, мыслей каждого ребенка.

Категория: Мои файлы | Добавил: svetlyachok
Просмотров: 453 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
www.pravo.gov.ru
Официальный интернет-портал правовой информации


Block title
Block content


Block title
Block content


Block title
Block content


Block title
Block content


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Полезные ссылки









Телефоны


Министерство образования Нижегородской области
233-24-54

Начальник управления по контролю и надзору в сфере образования
421-53-27

Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгиненском, Спасском районах
492 - 01 - 94

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz