Как
вы готовите ребенка к школе? Один из первых вопросов, которые задают родители,
приводя ребенка в детский сад. Отвечая на этот вопрос, всегда хочется спросить:
« А что Вы ждете от подготовки к школе в детском саду, как вы эту подготовку
себе представляет?». Родители сразу отвечают, чтобы ребенок умел читать, писать
и считать. Тогда другой вопрос. А зачем ребенку идти в первый класс школы, если
он умеет читать, писать и считать. Что же тогда понимается под понятием
«готовность к школе» и на что обращают внимание психологи, когда проводят
собеседования и тестирование дошкольников и выносят свой вердикт – «Готов или
не готов ребенок к школе».
У любого психологического понятия, как
правило, есть своя
история. Сейчас мы уже привыкли
к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема
готовности к
школе тоже очень молодая. В начале 80-х
о ней только начали говорить. И даже
такие большие
психологи, как А.В. Давыдов, не
придавали ей серьезного значения. А возникла
проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока
дети шли в школу с семи или даже с
восьми лет,
никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие — хуже. Учителя
имели с этим дело и по-своему объясняли причины неуспеваемости: «плохая семья»,
«запущен», «звезд с неба не хватает».
Но когда они столкнулись с шестилетками,
привычные, устоявшиеся методы работы
вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными
оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их
неудач. Вот приходит симпатичный
ребенок из интеллигентной семьи. Воспитанный.
Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и
считает. Казалось бы, чего еще хотеть от
будущего ученика? Только учи его — и получится отличник. Так не получается!
Шестилеток принимали не везде.
Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе,
отбирать детей. Учителя и отбирали — по привычным для себя
показателям. А через полгода выяснялось,
что чуть ли не половина отобранных детей
не оправдывает возлагавшихся на них надежд.
Не то что отличники из них не получались:
возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие
сложности решить можно: раз дети плохо
учатся, значить плохо готовы.
А раз
плохо готовы, нужно готовить лучше.
К примеру, с пяти лет. И под этим «лучше» опять
понималось «читать, считать» и т.п.
И опять ничего
не получалось. Потому что нельзя
ничего хорошего сделать с ребенком с помощью
механического снижения планки
обучения, игнорируя законы его психологического
развития.
В чем же суть «готовности»?
Готовность — это определенный
уровень психического
развития человека. Не набор
некоторых умений и навыков, а целостное
и довольно сложное образование. Причем
неправильно суживать его исключительно
до «готовности к школе». Каждая новая
ступень жизни требует от ребенка определенной готовности — готовности
включаться в ролевые
игры, готовности отправиться без
родителей в лагерь, готовности обучаться
в вузе. Если ребенок в силу проблем
своего развития не готов вступать в
развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой
игре. Если он не готов
ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых
обернется для него пыткой. Не
готов играть по правилам университета,
не сможет успешно учиться.
Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в
его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе
никак не
связаны с тем, читают или не читают
вузовские преподаватели лекции в старших
классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками
пользуются привычными для
себя методами обучения — вузовскими. А школьников нужно учить школьными
методами. И блестящий университетский
профессор может сделать для развития
ребенка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же
вживление школьных
методов обучения в детский
сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот — оно
их порождает.
Существует непреложная логика
личностного развития: человек не может в своем
развитии перейти на новый этап,
если он не
пережил, не прожил полноценно этап
предыдущий.
Чтобы ребенок из
дошкольника превратился в школьника, он
должен качественно измениться.
У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно
тренировать заранее, потому что в
дошкольном возрасте они отсутствуют.
«Тренировка» — вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку.
Моторика, мышление,
память — все это прекрасно. Только
к школьной готовности никакого отношения не имеет. Огромное количество
книжной продукции, запудривающей родителю
мозги (мол, купите — и дело будет в
шляпе), никак не влияет на ее вызревание.
Это
процесс внутренний, и извне им
управлять невозможно.
Что отличает ребенка, готового к
школе?
Во-первых, такой ребенок должен
уметь видеть
учебную задачу, принимать ее.
Даниил Борисович Эльконин так и говорил
об этом: первый показатель готовности к
школе — «прием учебной задачи». Когда
учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками
кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине, в котором
плитку купили, о том, какая машина сколько плитки привезла и т.п., это значит:
они не могут принимать учебную задачу, не видят ее. Почему? Потому что не
готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребенок, готовый к
школьному обучению, умеет выделять общий способ действия.
Он способен охватить ситуацию целиком, ее смысловую составляющую. Дошкольник же
на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в
детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были
придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было
пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц у нее осталось?» опускаем
характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили:
«Осталось двое ножниц». На полном серьезе. Никто не засмеялся. Ну, и
действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать
эти малыши? Умеют.
Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к
школе — появление
специфической самооценки.
Были проведены
исследование самооценки у дошкольников
и младших школьников. Для
этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась
горка. По ней на лыжах съезжает мальчик.
А на следующей картинке этот мальчик лежит
в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой.
А на другой картинке ведро упало, вода
разлилась. И вот я задаю детям вопрос:
«Почему так вышло? В чем причина неудачи?»
Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжелое. А школьники? Мальчик
не очень хорошо умеет на лыжах кататься.
Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро
поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка
тоже подрастет, и обязательно с ведром
будет справляться. О чем это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники
еще не выделяют себя из окружающей
действительности в качестве субъектов
деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не «я» в конкретной
деятельности, а «я»
вообще, «я» в целом. При таком взгляде на жизнь его не то что первая двойка
или тройка, его четверка убьет наповал.
Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо,
это значит — «я» плохой. Это значит —
меня любить
не будут.
И,
наконец, четвертая составляющая:
дошкольник
живет в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не
интересует процессуальная сторона деятельности.
Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая.
Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается,
дошкольник скажет: «А я как будто сделал!»
Д.Б. Эльконин в свое
время проводил эксперимент по изучению процессуальности у
дошкольников и младших школьников. Для
этого был придуман механический лабиринт
с моторчиком. В железном ящике были вырезаны
прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре
кнопки управления этой куколкой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному
участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Шапочки.
Даже если им не удавалось провести
куколку по лабиринту, они с успехом восполняли
свою неудачу за счет воображения. А школьников интересовало, как именно
куколка движется. Они могли снять ящик
и экспериментировать с кнопками, чтобы
понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не
«что?».
Вот
такие специфические составляющие
школьной готовности.
Теперь надо ответить на
важный вопрос. Что означает этот «диагноз»: «ваш ребенок не готов к школе»?
Родитель с испугом прочитывает за этой формулировкой
нечто страшное: «Ваш ребенок — недоразвитый».
Или: «Ваш ребенок — плохой».
Но речь идет о шестилетнем ребенке.
И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению
значит всего лишь то, что она значит.
Ребенку с поступлением в школу надо повременить. Он еще не доиграл. |