Развитие речи ребенка, по сути, является
важным показателем уровня развития ребенка вообще. Именно по этому развитию
речи у детей в детском саду уделяется повышенное внимание.
Занятия по развитию
речи в детском саду
Цель занятий по развитию речи в детском
саду – помочь ребенку освоить родной язык. Но задача эта очень и очень
непростая, ведь ребенок дошкольного возраста – это не школьник, которому можно
схематично изложить правила спряжения, склонения и построения простых и сложных
предложений.
Занятия по развитию речи
проводятся с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Развитие речи для младших
дошкольников начинается с изучения цветов, геометрических фигур,
пространственных отношений (ближе, дальше, ниже, выше, слева, справа и т.д.).
Затем, руководствуясь полученными знаниями, дети учатся описывать предмет,
который показывает им воспитатель. Например, мячик круглый, зеленый с синим. По
мере освоения новых слов и понятий описания предметов или картинок постепенно
усложняются, и в старшей группе превращаются в целый рассказ.
В процессе занятий по развитию
речи дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению,
предмету или живому существу. Вот примеры некоторых тематических занятий:
овощи, фрукты, ягоды, цветы, грибы, деревья, домашние животные и их детеныши,
животные и их домики, птицы, мебель, одежда и т.д. Главная задача воспитателя
заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово,
его смысл.
Занятия по развитию речи обязательно
включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного
воспитателем.
В результате этих занятий к школе
ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным
запасом и правильно произносить все звуки языка. Правда, для достижения
последней цели нередко требуются индивидуальные занятия с логопедом.
Развитие речи вне
занятий
Речь ребенка развивается не только на
занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывания в детском
саду – в процессе общения с воспитателем. И на прогулке, и во время приема
пищи, и во время других занятий в детском саду, и в разнообразных
бытовых ситуациях воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет
какие-то новые понятия. Очень важно, чтобы речь воспитателя была грамотной,
произношение слов правильным, а предложения законченными. То есть, если
воспитатель хочет запретить ребенку что-либо делать, то это должно звучать не
как «низя», а как «нельзя этого делать».
Правильная речь взрослого очень
важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей
детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение
ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «низя», то
вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет.
Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду,
например, в летний период. |